читать дальшечитать дальше1. Мастер
Хорошее начало, не могу поспорить. Это все еще неизбитый прием — начать с прямой речи.
Диамни Коро, крепко сбитый молодой человек — и это не говорит о нем вообще ничего. Что автор не умеет подмечать емкие детали, я уже с прискорбием сообщала.
— Несложно, но у меня никогда не получится — он с самого начала настроен на поражение. Вопрос, сам или помогли?
Однако здесь уже есть завязка конфликта, Эрнани страдает.
К несчастью, Ринальди был хорошим братом, хорошим в том смысле, что навешал калеку чаще занятого делами государства Эридани. Другое дело, что после болтовни о поединках, охот и любовных победах юноша становился еще несчастней. Значит, Рино просто не чувствует собеседника, эмпатия на нуле. Такое ощущение, что они с Рокэ отштампованы по одному лекалу.
Средний из братьев Раканов был не из тех, кто станет слушать безродного мазилу, а нарываться на грубость художнику не хотелось. К вопросу об иерархии. Понятно, что сначала Раканы, потом Повелители, потом эории, а дальше? Равны ли перед ними простые люди? Есть ли там богатые, как к ним относятся, есть ли у них привилегии? Кем становятся младшие сыновья и их дети? Есть ли там рабство? Какие формы принимает культ? Обобщая: (укоризненно) ну автор((((
Тогда мне пришлют монаха-утешителя На это я уже обращала внимание. Здесь кардинально неверное именование, если рассматривать абвениатство как язычество, а эсператизм как христианство, то никаких монахов там быть не может. Могут быть жрецы и их прислужники, а также неофиты, стремящиеся стать жрецами. Вообще же развитой институт жречества может навести на подозрения, что религия занимает очень большое место в политической жизни. А вообще это противоречит утверждению автора далее где-то в приложениях, что молитвы современных абвениатов не приемлют заученных слов и протокольных ритуалов, а идут от самой души. Вопрос, как такое могло получиться, если у современного реального неоязычества все же есть какие-никакие, вымышленные или нет, но тексты и обряды? Если же архаичные абвениаты не могли молиться без отправителя культа, то чем они отличаются от эсператистов? (Понимаю слабые стороны этого утверждения). И потом, остается также открытым вопрос о жертвоприношениях.
Ты рожден художником, но тебе не нравится жить во дворце. Что-то мне подсказывает, что до дворцов еще тысяча лет. А пока что? Даже не замки? (Минус анализа в том, что постоянно оглядываюсь на Рим и Грецию. Может, это правильно).
— Да, иначе на твоих рисунках люди были бы добрее, а так... Когда я на них смотрю, я начинаю бояться Эридани. А Беатриса — она же мухи не обидит, а ты из нее сделал какую-то гиену, а из Ринальди леопарда. Художник прав, мдя... Кстати, не слишком раскрыта тема противостояния художника и сильных мира сего, Диамни словно незаметен в повествовании и ни с кем почти не говорит напрямую. Возможно, это бы только перегрузило повествование. (Кстати, куница уже успела назначить Раканом Жермона, но потом спохватилась).
А Ринальди все равно, кто чей родич, он или любит, или не любит. Странная демократия в древнейшие-то времена. Кстати, про государственное устройство тоже ничего не понятно.
Если, конечно, это был рок... Ах ты жук, все подмечает (ему положено), но молчит)))
Раканы всегда женятся осенью, но кто она, пока неизвестно. Осенью в честь Осени? И кто она... а не будущая ли вдова прославленного полководца?..
Если б Диамни Коро спросили, он посоветовал бы анаксу на это время запереть красавца Ринальди в какой-нибудь отдаленной крепости и приставить к нему сотню стражников, но Эридани Ракан не имел обыкновения советоваться с художниками. А вот это то, о чем я недавно где-то упоминала. В культуре, где очень хорошо известно известно, что сила передается старшему сыну, а женщина лишь сосуд, и в то же время известно, что редко какой юноша дотерпит до свадьбы, не дочерей должны были запирать дома до свадьбы и беречь от контактов с противоположным полом, ох, не дочерей... А это переворачивает вообще все.
2. Эпиарх
Для Диамни Астрап был всего лишь копией старой скульптуры, для Эрнани Ракана — напоминанием о том древнем и чудовищном, что спало в его крови. То есть, в низах уже пошла десакрализация?..
ученик мастера Диамни, закусив губу, принялся переделывать бога в человека. Если здесь и есть символический смысл, то это анахронизм, ибо этот смысл тогда относится к Возрождению.
И вообще, не верится мне в наше божественное происхождение.
— Почему?
— Да потому, что тогда наши предки обошлись бы без армий и полководцев. Не спорю, Раканы были великими завоевателями, но людьми, а остальное — сказки, хоть и полезные
— Кольца Гальтар, Цитадель, Лабиринт — не сказки!
— Тот, кто все это построил, и впрямь управлял силами, которые нам и не снились. — Ринальди был непривычно серьезен. — Анаксы пыжатся и корчат из себя преемников Ушедших. Пока Кэртиана сильна, это нетрудно, но стоит хотя бы раз сесть в лужу, и все полетит к закатным кошкам. Если простонародье поймет, что ими две тысячи лет повелевали лжецы, которые могут сжечь дом, но не город, нас сметут, как крошки со стола. И правильно сделают. Ты не покидаешь Цитадель, а я часто бываю в городе. А вот это дает хотя бы примерную точку опоры. Третий век нашей эры или чуть раньше. Другой вопрос, откуда эти проповедники взялись, кто и где их готовит и зачем.
— Раканы вправе использовать Силу, только если речь идет о жизни и смерти Кэртианы. Ага!!!
а монахи и книжники объясняли бы Какие книжники? У абвениатства был письменный канон? Куда он исчез? Я не помню упоминания о том, что Эрнани жёг старые книги.
А если мне что-то на голову упадет или меня чей-нибудь муж отравит, тогда что? Минуточку, они же боги. Чтобы эорий поднял руку на Ракана? А не эорий тем более!
И в итоге сцена обрывается на середине диалога. При том, что вообще непонятно, где происходит действие. Абстрактные покои в вакууме, из интерьера только гипсовая голова. Минимализм, однако.
3. Мастер
Когда Диамни Коро переступил порог мозаичного домика Где, какого? Почему великий мастер живёт в маленьком домике?
Ты должен рисовать их, рисовать до одури. Тебе посчастливилось оказаться в центре истинных страстей. В Цитадели должно смешаться все — предательство, верность, похоть, целомудрие, добро, зло, красота, уродство... Да, Диамни, тебе повезло! Вопрос, откуда он знал это наперёд? Почему он опекает Диамни с детства? И почему, в конце концов, о нем больше нет ни единого упоминания, а свет славы Диамни застилает все?
Если роспись нового храма доверят мне, понадобятся все твои эскизы. Даже те, которые ты считаешь неудачными. Были храмы и росписи в них. Не статуи, как в античности. И вроде бы Лэнтиро что-то задумал, аллюзию или троллинг.
Правду говорят, Лэнтиро Сольега — ясновидящий! а если?..
И как же они отличались от тысячекратно повторенных групп, украшавших храмы и богатые дома Ага, значит, было расслоение, а в храмах рисовали только Ушедших? Но что-то еще должны были там рисовать?
И там есть слово бог, которое она потом нещадно вымарывала.
— Пусть их, — махнул рукой Сольега, — но с чего это ты записал меня в еретики? Ну вот, приехали. Если есть ересь, значит, есть и канон. Не абвениатство, а инквизиция какая-то получается. И с каких это пор изображать богов чуть более земными ересь? (Прим.: Диамни для меня почему-то художник до начала Возрождения, которого я не могу вспомнить и найти, но у него была фреска с предательством в Гефсиманском саду. Т.е., это нечто довольно плоское и смазанное от времени. Реализмом там пахнуть не должно).
Легенда:
— Мастер лукавит, — к Коро вернулась способность улыбаться, — он прекрасно знает, что делает. Трое прощаются с Кэртианой, четвертый со своей любовью, которую уносит с собой в вечность. Трое надеются вернуться, четвертый знает, что, если уйдет, возвращаться будет некуда. Трое исполняют свой долг, четвертый предаст. Он предает, уходя, и предаст, если останется. И он все-таки уходит...
— Да, — кивнул Сольега, — ты все понял правильно. Он ушел, она осталась, и никто не знает, смогла ли она умереть или любовь бога подарила ей вечную боль. Ее следы затерялись, а ее слезы высохли. Известно, что она не могла родить Унду ребенка, и ему по настоянию братьев пришлось взять другую женщину, от которой и пошел дом Волны. Я нарисовал Уходящих, и, если смогу нарисовать Оставленную, мой долг в этом мире будет исполнен.
Здесь нет ничего о ее последней просьбе. И так и непонятно, как она стала Синеглазой Сестрой Смерти. И чья кисть изобразила ее на картине Диамни? Самого Диамни или все же Лэнтиро? (куница подозревает, что он не человек вообще и усложняет).
4. Мастер
От мыслей о Лэнтиро и его творении художника отвлек звук свирелей и барабанный бой. Диамни и не заметил, как дошел до храма Ветра, где пришлось задержаться, пропуская процессию. Художник знал от Эрнани, что Беатриса Борраска, супруга стратега Лорио, каждый вечер молится о здравии ушедшего на войну полководца и победе его меча. Художник поудобнее перехватил оплетенный веревками бочонок и от нечего делать принялся рассматривать процессию, которой предстояло трижды обогнуть здание. Возможно, я приддираюсь, но мне кажется, что эта сцена показана только для контраста Рино и Беатрисы. В любом случае, она выглядит несколько непродуманной и непродуманной. Почему именно три раза? Почему обойти вокруг, что это символизировало? Почему именно молиться, а не приносить жертвы? Формулировка "молиться о здравии" отдаёт церковным елеем.
Расправа с безумцем, мне кажется, вполне логична и подходит по нравам.
5. Эпиарх
— Потом. Ринальди, где Беатриса Борраска?
— Беатриса? — удивился тот. — Откуда мне знать? Видимо, на своей вилле. Где? (фейспалм)
Беатриса в ночной рубашке еще хуже, чем в платье. В чем спали древние греки или римляне? Что-то мне подсказывает, что это анахронизм...
— Ринальди, раз уж ты заговорил о женах... Тебе следует жениться одновременно со мной.
— Следует — значит, женюсь А строптивец все же подчиняется брату, хоть и ставит условия?
6. Мастер
встала на темно-серую плиту, на которой был выбит знак Анэма интересно, уцелели ли эти плиты? Могут ли они сыграть потом, в самом конце? Вдруг кто-то из героев попросит справедливости? Кстати, не сказано, у всех ли стихий есть такие камни. Четыре башни, понятное дело, должны быть, из них осталась одна, а остальные мерещатся. апд: Плиты уцелели, далее: Конечно! В Цитадели четыре башни и четыре площади, посредине каждой — плита с символом. Почему он никогда не задумывался, зачем все это? Древние ничего не делали просто так. Теперь вопрос, какую конструкцию имеет Цитадель, если вокруг башен можно свободно обойти? Есть ли башни в крепостной стене?
Ветровая площадь стремительно заполнялась слугами, свободными от стражи воинами, оказавшимися поблизости эориями и абвениатами. А это как у КиШа поется: "деревья да ёлки".
Диамни совершенно не к месту подумал, что юноша, вероятно, впервые видит обнаженную женщину. Если это античность, то с какого перепугу? Хотя это может косвенно подтвердить высказанную мной идею о том, что юношей-эориев берегли куда пуще девиц, чтобы сила не ушла на сторону. В скобках могу заметить, что забота об этом могла выражаться по-разному. Либо к юноше вообще не подпускали женщин - вплоть до наличия в жилище мужской половины, либо физическое воздействие (где-то читала, что в викторианскую эпоху была практика надевать на мальчиков что-то вроде пояса верности), либо *покосилась на античность* направление сексуальности в другое русло. Что наличие мужской половины в доме не отменяет, а наоборот.
Ну ладно, а статуи-то там были? Культ тела? Если нет, то печальная какая-то античность или даже не античность вовсе(
Если принадлежащий дому Ветра приходит на Ветровую площадь и встает на плиту с символом Анэма, это значит, что он требует зашиты Абвениарха и суда анакса. А если на другую плиту? Абвениарх, как мне кажется, некорректное название. Ведь получается, что старший над Абвениями. Даже если старший после Абвениев, то все равно неверно: их наместники Раканы. И, кстати, откуда выползали эти Абвениархи (которые, совсем как кардиналы, рулили светской властью) и откуда вообще это деление власти на светскую и духовную? Где-то читала (проклятый склероз), что наличие жречества - шаг к деградации общества, потому что в идеале посредник не нужен и каждый молится сам.
Богопомнящий - эпитет Абвениарха. Интересно. Все же откуда они берутся? Куница настаивает на том, что власть была сакральной и сосредотачивалась в руках Ракана, единственного посвященного во все тайны. А Абвениарх здесь - всего лишь функция. И кстати, слова "бог" в Кэртиане нет, если судить по последней редакции двух томов.
И мне интересно, был ли Абвениарх в сговоре или его поведение было предсказуемым, и если был, то почему потом об этом не было нигде упомянуто и какую цель он преследовал и зачем он вырыл могилу собственной религии. А не был ли он тайным эсператистом?..
7. Эпиарх
Они шли и разговаривали о древних Гальтарах и их неприступных стенах-Кольцах, не сложенных из камней, а словно бы выросших из земли. Мастер и эпиарх гадали, кому могли понадобиться башни без входа и выхода и что означают символы, выбитые на возведенных в незапамятные времена на вершине холма обелисках. Лит постарался?
Светлые волосы наследника украшала церемониальная диадема, но в руках эпиарх держал кожаный дождевой колпак, доверху заполненный спелыми черешнями. куница долго вспоминала, что же ей это напоминает, потом догадалась. Пушкин, Выстрел. И эта женщина не любит классику?
Кстати, Щит это реликвия Раканов? И если да, то почему его нет в перечислении?
Он не делал ничего, что обычно проделывают маги — не чертил сложных фигур, не размахивал посохом, не выкрикивал непонятных слов, не разбрызгивал эликсиров, а просто стоял и ждал ответа, и ответ пришел. Там есть практикующие маги? И как их успехи? А нормально ли, что кто-то ещё, кроме эориев, обращается к Силе? И не рановато ли для алхимии?
Эрнани моргнул и не заметил, как из пяти лучей возникла кровавая дорожка, протянувшаяся от ног анакса к лестнице. Пяти? если только пятый это тот, который тянется от меча к лестнице.
Борраска женился на девушке, в которой не было крови Абвениев Ещё одно сходство с Катариной.
8. Мастер
Для нового храма Лэнтиро понадобится вождь солнечных демонов, и лучшей модели не найти. Откуда взялся этот демон, если в античности не было бинарной оппозиции добро-зло и почему тогда все, связанное с солнцем, не считалось проклятым и черным? Солнце - дом демонов, но оно дает урожай? всегда, кстати, удивляло, что вместо Огня у них Молнии.
Единственной фигурой, выписанной в мельчайших подробностях, вплоть до выпавшей ресницы на щеке, будет Враг. Но ведь враг это потом, Леворукий... Или это намек на то, кто им станет?
Три дня пролетели незаметно, Вопрос, что они там так долго разбирали? Кстати, Рокэ ведь тоже три дня судили? Здесь аплодирую стоя.
Диамни невольно вспомнил «Уходящих» мастера Сольеги: на картине у повелителя Волн глаза были такие же, как у Ринальди Ракана, — огромные, широко расставленные, цветом напоминающие лучшие кэналлийские изумруды. Кэналлоа уже имелось?
По закону, оглашая смертный приговор, повелитель Ракан должен снять венец, но Эридани этого не сделал.
Почему?
— Да будет так, — произнес Абвениарх, возводя к небу руки, — да будет Ринальди ввергнут в лабиринты и да решится судьба его там, а мы умываем руки и молим Ушедших о возвращении и милости. Чур, чур меня! Ужас какой!
Внимание, текст проклятия!
Ты мой брат по крови, так будь же ты проклят этой самой кровью и моей невиновностью до последнего своего потомка! Пусть твое последнее отродье четырежды пройдет то, что по твоей милости прохожу я! Ему будет хуже, чем мне, ведь на нем повиснут беды и подлости всех его предков, начиная с тебя. Он ответит за всех, слышишь, ты, анакс проклятых?! Невиновные будут платить за виновных и не расплатятся. А я вернусь и посмотрю, как они проклинают тех, кому обязаны своей участью. Да падут эти проклятья на твою душу, Эридани Ракан, где б она ни была, на твою душу и души всех твоих сообщников! 1. Действенна не только клятва на крови, но и проклятие на крови. 2. Были ли исследования на тему того, что прошёл Рокэ? Отравление - это ведь одно из. В фандоме, кажется, утвердилось мнение о четырёх предательствах и четырёх судах? 3. Как именно в каноне платят невиновные? 4. Особенно радуют слова о возвращении. И не радует то, что Рино может оказаться богом из машины. Ведь история-то о людях. 5. Получается, прокляты вообще все эории и Повелители? Так это в корне меняет дело...
И что это такое приплыло засвидетельствовать проклятие в виде светящегося шара?
Раканы наделены Силой, исходящей от Ушедших. Говорят, она подвластна лишь анаксу, но так ли это? Либо Сила вправду подвластна всем Раканам, либо... она сама ушла от анакса-убийцы и предателя?
Лабиринты! Бесконечные подземелья, начинающиеся под городом и уводящие в глубь земли, куда по преданию Ушедшие загнали Изначальных Тварей — злобных, полуразумных и ненасытных первых обитателей этого мира. Где-то в подземной паутине скрыт храм Абвениев, где до сих пор горит пламя, питающее Силу Раканов и поддерживающее стены Цитадели и Кольца Гальтар. Они будут стоять, пока горит огонь, а пока стоят они, устоит и Кэртиана. Это очень важно. Не то ли это пламя, что гаснет каждый четырёхсотый год? Кто создал людей? Или не создал, а привёл? Возможно, спасая от чего-то? Но если Цитадель и Кольца обрушились, пламени больше нет?
В подземных переходах и галереях продолжается эпоха Абвениев, кабитэлские еретики утверждают, что там до сих пор бродит возлюбленная Повелителя Волн, дожидаясь его возвращения. Наверху миновали тысячелетия, а для нее он ушел вчера. В Гальтарах же поговаривают, что в лабиринтах творятся странные и страшные дела. Почему они еретики, если в античности не было догм? Они просто молились иначе и другой. Молились смерти и потому заслужили осуждение? Но Она не скелет с косой, она не разрушение и тлен.
Зато всякий раз, когда в лабиринте исчезал человек, в Кэртиане объявлялось чудовище. То ли подземелья, забирая одних, отдавали верхнему миру других, то ли оказавшиеся внизу меняли свое естество, становясь подобием Изначальных Тварей. Вопрос, что истина и почему чудовища появлялись наверху? И между строк: не нравится мне это мироустройство... Подгнило в нем что-то.
Да, это трусость, но художник не обязан быть смелым и милосердным, он не воин и не абвениатский утешитель. Должность? Звание?
9. Эпиарх
— Рино, я понимаю. Ты... Ты сначала не хотел ничего дурного, просто зол на старика, что он тебя не взял. В смысле, Борраска не взял его на войну?
Эрнани очень правильный мальчик.
10. Мастер
дверь, которая тотчас распахнулась, и на пороге вырос хмурый высоколобый монах, больше похожий на ученого, чем на палача. Откуда там монахи?!
Как спровадить тюремщиков, как сказать скованному золотоволосому парню, что он друг, а не чудовище, у которого вместо сердца дощечка для растирки красок. Куница словила когнитивный диссонанс. И дальше тоже.
11. Мастер
Его дело — пялиться на осужденного, и он пялился, а ликтор зачитывал приговор. Название должности сохранилось с тех пор?
Воины невольно отступили перед аквамариновой молнией Ужас какой.
12. Мастер
Диамни успел проклясть все на свете и перемолиться всем богам и святителям. Эм... ну, куница вообще ничего не поняла. Боги? Святители? Лолшта?!
— Значит, найду. Диамни, я, пока тебя ждал, пытался думать. Похоже, первый раз в жизни. Я был дураком и бездельником, но, по большому счету, никому не сделал зла, клянусь тебе... Даже женщинам. Я с ними спал, но я их не обманывал. Они знали, чего от меня ожидать, да и жениться без разрешения брага и эориев наследник не может. Это не было тайной... Диамни, то, что со мной сделали, не месть. Целили не в меня, а в брата. Эридани — сначала анакс, а потом уже все остальное, но он меня любит. Он сделал все, чтобы меня вытащить, я сам все испортил. Понимаешь, брат думал, что я виноват, и все равно хотел меня спасти, а я ведь знал, что не трогал эту девку! Не представляю, что случилось на холме А6вениев, но без магии тут не обошлось. Это заговор против Эридани, а не против меня. Диамни, если я не вернусь... Постарайся помочь моим братьям, особенно Эрнани, теперь наследник — он. Бедный наивный Рино.
— Если в этом мире еще жива справедливость, ты выберешься.
— Если справедливости нет, я все равно вернусь. Всем назло! Такой задел на будущее...
Ринальди Ракан взмахнул рукой, повернулся и быстро пошел в глубь галереи. Он сумел не оглянуться, заворачивая за угол Значит, просто пещерами Лабиринт стал уже потом, сначала он был... окультуренным.
13. Эпиарх
— Ты веришь в то, что говорят про лабиринты?
— Про тварей?
— Нет, про заключенную там смерть, с которой можно договориться.
— О таком я не слышал, но ведь... Рино не первый. Ага. Смерть или сестру смерти?
Эридани ждал нашествия Тварей. Не слишком-то он удивился! И показано это хорошо, имхо.
14. Эпиарх
Цитадель соединялась с двойным Кольцом наружной крепости могучими стенами, делящими город на четыре части — Молний, Волн, Ветра и Скал. Это позволяло беспрепятственно проезжать с внешних укреплений во внутренние, что бы ни творилось в самих Гальтарах. Раньше Эрнани казалось, что Абвении, возводя столицу, перемудрили — что, кроме предательства, могло угрожать построенным небожителями стенам? Раньше горожане ворчали, что в Гальтарах нет обычных ворот и приходится пользоваться деревянными пандусами. Появление Изначальных Тварей доказало, что любая предосторожность когда-нибудь да станет спасительной. А вот наконец и описание города, хоть какое-то.
А Твари вышли через храм Ветра. Значит, храмы соединены с Лабиринтом. Это ли один из 16 входов туда? И именно Ветра - это потому что Беатриса? И захватили еще и город Волн, но как они туда пробрались?
Отчего-то чудовища появились лишь в двух городах из четырех А Беатриса, кажется, из дома Волны родом?
И тут же возникает тема неуправляемой толпы. Я уже начинаю думать, что у авторы была какая-то психологическая травма на этот счёт.
А Эрнани учится быть государем. И у него получается!
— В лабиринтах по-другому течет время. ~ Эрнани не то чтобы врал, просто из всех известных ему сплетен выбрал самую утешительную. — Там прошло всего... Да, конечно, там прошло лишь два или три часа. Скоро Эридани сделает, что нужно и вернется, монстры уберутся назад и больше никогда не выберутся, и...
— Мой эпиарх считает меня маленькой глупой дурочкой? — В голубых глазах плеснулась горечь. — Мне немного лет, но я пережила... Я пережила столько, что могу выдержать любую правду.
— Я не лгу, — быстро сказал Эрнани, — в хрониках написано, что в лабиринтах время течет иначе, и я им верю. И, скорее всего, это вправду так. так что фики про кого-то там, кто возвращается лет через десять, правда.
И ещё. У них были хроники!
— Нет, — глаза женщины казались кусочками пронизанного солнцем неба, не хватало только белых ласточек, — я подожду… Вот как мне не нравится это фикбучное отсутствие глаголов говорения!
15. Мастер
но рисовал он не реку и не радугу, а «Пленника». Это был его ответ подлости, ханжеству, лицемерию. Он не может покарать виновных мечом, но призовет их к ответу кистью! Тема искусства и реальности, искусства как оружия. Замечательная тема! Полностью похеренная в ОЭ.
Ждал, когда на рассвете взошло четыре окровавленных солнца, из-за которых взметнулись гигантские светящиеся мечи и столкнулись, породив пятое светило — черное, окруженное алой короной. Это длилось не дольше мгновения, солнце стало обычным солнцем В ОВДВ был закат, и солнце заходило около часа. Значит ли это видение смерть Ракана и передачу его силы другому? На полях: именно в ОВДВ после видения Рокэ понял, кто он, или ранее?
— Погоди... У меня что-то с головой... Холодно... Что случилось?
— Водопад с тобой случился. Пей, кому говорят! Стиль!
Кстати, мне кажется или часы должны были считаться по стражам или иначе? Восемь утра это ведь отсчет от полуночи... хотя... Два часа после третьей стражи тоже неплохо?
. Там с потолка сочится вола, и в ней что-то такое вроде мела... И эти фигуры у решетки. Сверху — белая корка, а внутри. — Ринальди залпом допил, что осталось, — внутри — они! Я не знаю, что они сделали и сколько жили, но лучше двадцать раз заживо сгореть, чем такое... Это были люди, притронувшиеся к решётке, превратившиеся в статуи... а затем на них капала вода с известняком?
— Фрески? И что на них было?
— Женщина. Одна и та же, повторенная тысячи раз. Казалось, она идет со мной рядом. Мне не объяснить, но это чудо!
— Ты отыскал женщину даже в лабиринте, — покачал головой художник.
— Нет, потерял. У нее были синие глаза, Диамни. Синие глаза и черные волосы, и ей было больно жить.
— Странно. Я знаю этот мотив. Идущую синеглазую женщину раньше изображали в погребальных храмах, потом абвениаты подумали и решили, что это неправильно. Видимо, в лабиринте когда-то и вправду был храм. Странно, что ты на него не наткнулся. Как потом было больно жить потомкам Раканов. А вообще мне очень нравится это: цивилизация на грани забвения себя.
Сейчас около полудня — у них впереди прорва времени. Но ведь только что был рассвет!
16. Ринальди
Вот появляется третий репортёр. И под номером 16)
Ринальди Ракан, наверное, в первый раз в жизни любовался облаками. Раньше ему не приходило в голову валяться на траве и смотреть в небо, раньше он вообще был глупцом. Только мне мерещится князь Андрей?
И когда старик Борраска обучал их с Анэсти и Эридани владеть мечом, и после сражения у Весперид Где?! Геспериды — в древнегреческой мифологии нимфы, дочери Геспера — Вечерней Звезды и Нюкты — Ночи (по другой версии — дочери Форкиса и Кето), охраняющие золотые яблоки.
наоборот, для художника нет большего счастья, чем хотя бы во сне увидеть Этерну. Все же это рай и идеальный мир.
А ада напоминает мне... самку богомола.
Ты родился в одном из миров Великого Ожерелья и считаешь его единственным, а на самом деле их тысячи. Вы, дети одного-единственного мира, похожи на человека, который родился, вырос и всю жизнь прожил в запертой комнате, не зная, что за ее стенами. Но если знать, где двери и иметь от них ключи, можно ходить из комнаты в комнату, как это делаем мы... Значит ли это, что ключи может найти кто угодно?
Представь себе замок, в котором каждая комната — это мир. Кое-где живут разумные существа, кто с душой, кто — без, но разумные. Другие пусты или заселены безмозглыми тварями. За стенами замка — двор, окруженный рвом, за рвом — враги. Не скажу, что они — зло. Там, откуда они приходят, их, видимо, считают добром, но нашему замку со всеми его обитателями они несут гибель. Не смерть, а именно гибель, без посмертия и надежды на возрождение. Мне кажется или здесь два взаимоисключающих тезиса? То бинарная оппозиция, то нет.
Ты рожден в мире смертных, но твоя кровь принадлежит Этерне Я поняла. Абвении УЖЕ были воинами Этерны, когда пришли в Кэртиану. Вопрос всё же в другом: откуда взялись люди?
АПД.
читать дальшеОн не может бросить все и исчезнуть, не вернув своего доброго имени и не разгадав загадку своей беды. Вдруг ловушка, в которую он угодил, лишь первая в череде подобных и в каждой будет биться живое существо, невинное, но осужденное самыми близкими? Значит, он храбр и почувствовал свою ответственность?
И он бросил тебя в пещеры, но по-своему он тебя все же любил и спустился за тобой. Но ведь она лжёт! Ты убил Эридани, и его кровь, кровь Ракана, разбудила Изначальных Тварей, которые вырвались наверх через храм в городе Ветра. Ложь, Твари вырвались при жизни Эридани, причиной было его предательство, а возможно, он просто знал, как их вызвать. Я загнала их назад, но было поздно. Не исключено, но скорее, Эридани просто заплатил жизнью, и твари угомонились.
Люди связали твою казнь с появлением тварей и исчезновением анакса. Теперь для жителей Кэртианы ты не просто насильник, ты – убийца, из ненависти ко всему живому спустивший на беззащитный город чудовищ, которых твой брат, пожертвовав собой, загнал назад. Это не совсем правда, но и не совсем ложь. Здесь она определённо брешет, но даёт и намёк на то, что это всё неправда. Всё больше меня преследует чувство, что Этерна погибла из-за того, что находящиеся в ней считали себя единственно правыми и не гнушались никакими средствами, дабы доказать это и склонить человека на свою сторону.
Он видел Этерну. Если он настоящий художник, он ее нарисует, и это будет его высшим счастьем и высшей наградой. И все же почему Оставленная оказалась на картине? Хотела хотя бы так поприсутствовать рядом с любимым?
17. Эпиарх
в зал Литид Имеются ли в виду спутники Лита литтены?
Город Ветра и город Волн залечивают раны, абвениаты и стражники ходят по домам – первые утешают и врачуют, вторые рубят руки и головы мародерам и убийцам. Все как всегда. Примечательно, что Эрнани вполне обыденно справляется с тем, что от Рокэ потребовало мегатонну пафоса.
Я провел последние дни у истоков Пенной реки, рисуя эскизы для росписи храма. Этим утром я увидел у выхода из пещеры меч. Видимо, его вынесла вода… Значит, он помнит именно это.
Абвении милостивы, наш сын пойдет не в отца, а в его брата. Вот интересно, он догадывался?
– Диамни, – Эрнани взглянул художнику в глаза, – ты сказал все, что знал? И Эрнани говорит, что в нем нет таланта правителя?
18. Мастер
Сила Раканов для нас потеряна, а без нее Кэртиану не удержать. Ага, ушли знания.
Один из твоих братьев и в самом деле был подлецом, но не Ринальди, а Эридани.
– Я знаю, – тихо сказал анакс.
– Знаешь?! Давно?..
– Я все понял, когда ты принес меч. Эридани – отец ребенка Беатрисы. Ты хотел сказать мне это? Эридани просто слишком не уверен в себе как в правителе, а так он даже слишком проницателен.
Мы надеялись, что Ринальди выплывет, но я нашел лишь меч Эридани. Стерта память только о том, как Ринальди вышел из Лабиринта.
Далее на сцену выходит Абвениарх, предтеча кардиналов. Показатель того, как тесно связаны религия и власть. Его версия произошедшего: Изначальных Тварей разбудило проклятие Ринальди. Будь бедняга виновен, ничего бы не произошло, но он был прав перед Абвениями, и те ответили. Вопрос только, почему не через 16 дней?
19. Ринальди
Черное и алое… Крытая поседевшей травой степь, клубящиеся облака, тревожно кричащие птицы, уводящая в раскаленную бездну дорога. Поэтому Башни появлялись в степи и поэтому в глюках Повелителей это изредка возникало.
– Ты имеешь право на свою последнюю правду. Хочешь узнать о прошлом, прежде чем оно перестанет быть твоим? Завлечь обманом, а потом рассказать правду - это так по-светлому...
– Твой брат, воспользовавшись завещанной ему Силой, выгнал наружу подземных чудовищ. Стоит ли доверять этой правде потому, что она сказана последней? Принцип "правды нет" отлично показан автором.
– Фреска в пещере… Кто она?
– Ты и так узнал слишком много.
– Кто она?!
– Хватит. Ты принадлежишь не ей, а Этерне.
– Я должен… Мне надо вернуться! Так они в Этерне боятся Оставленную! Значит ли это, что она властна над ними? Что она может сделать их снова людьми? Вернуть память? Или это значит что-то еще?
Он не был бессмертен, но убить его было немыслимо, невообразимо трудно. Время обтекало Стража Заката, не причиняя ему вреда, его ждали бои и празднества, бесконечные бои и празднества… Он умрет, когда наступит Рагнарёк, как умрут и те воины, которые вечно сражаются перед чертогами Одина.
В Этерне царила весна, но лиловые колокольчики пахли осенью. Значит, там вечная осень?
Какой из всего этого следует вывод. Задел для мира есть, но он однозначно ученический. Мир древности не проработан, есть лишние сущности. Беден язык: несмотря на вкрапления образности автор зачастую пренебрегает описаниями и кажется, что она сама свой мир представляет плохо. Сюжет... в рамках повести неплох.
Хорошее начало, не могу поспорить. Это все еще неизбитый прием — начать с прямой речи.
Диамни Коро, крепко сбитый молодой человек — и это не говорит о нем вообще ничего. Что автор не умеет подмечать емкие детали, я уже с прискорбием сообщала.
— Несложно, но у меня никогда не получится — он с самого начала настроен на поражение. Вопрос, сам или помогли?
Однако здесь уже есть завязка конфликта, Эрнани страдает.
К несчастью, Ринальди был хорошим братом, хорошим в том смысле, что навешал калеку чаще занятого делами государства Эридани. Другое дело, что после болтовни о поединках, охот и любовных победах юноша становился еще несчастней. Значит, Рино просто не чувствует собеседника, эмпатия на нуле. Такое ощущение, что они с Рокэ отштампованы по одному лекалу.
Средний из братьев Раканов был не из тех, кто станет слушать безродного мазилу, а нарываться на грубость художнику не хотелось. К вопросу об иерархии. Понятно, что сначала Раканы, потом Повелители, потом эории, а дальше? Равны ли перед ними простые люди? Есть ли там богатые, как к ним относятся, есть ли у них привилегии? Кем становятся младшие сыновья и их дети? Есть ли там рабство? Какие формы принимает культ? Обобщая: (укоризненно) ну автор((((
Тогда мне пришлют монаха-утешителя На это я уже обращала внимание. Здесь кардинально неверное именование, если рассматривать абвениатство как язычество, а эсператизм как христианство, то никаких монахов там быть не может. Могут быть жрецы и их прислужники, а также неофиты, стремящиеся стать жрецами. Вообще же развитой институт жречества может навести на подозрения, что религия занимает очень большое место в политической жизни. А вообще это противоречит утверждению автора далее где-то в приложениях, что молитвы современных абвениатов не приемлют заученных слов и протокольных ритуалов, а идут от самой души. Вопрос, как такое могло получиться, если у современного реального неоязычества все же есть какие-никакие, вымышленные или нет, но тексты и обряды? Если же архаичные абвениаты не могли молиться без отправителя культа, то чем они отличаются от эсператистов? (Понимаю слабые стороны этого утверждения). И потом, остается также открытым вопрос о жертвоприношениях.
Ты рожден художником, но тебе не нравится жить во дворце. Что-то мне подсказывает, что до дворцов еще тысяча лет. А пока что? Даже не замки? (Минус анализа в том, что постоянно оглядываюсь на Рим и Грецию. Может, это правильно).
— Да, иначе на твоих рисунках люди были бы добрее, а так... Когда я на них смотрю, я начинаю бояться Эридани. А Беатриса — она же мухи не обидит, а ты из нее сделал какую-то гиену, а из Ринальди леопарда. Художник прав, мдя... Кстати, не слишком раскрыта тема противостояния художника и сильных мира сего, Диамни словно незаметен в повествовании и ни с кем почти не говорит напрямую. Возможно, это бы только перегрузило повествование. (Кстати, куница уже успела назначить Раканом Жермона, но потом спохватилась).
А Ринальди все равно, кто чей родич, он или любит, или не любит. Странная демократия в древнейшие-то времена. Кстати, про государственное устройство тоже ничего не понятно.
Если, конечно, это был рок... Ах ты жук, все подмечает (ему положено), но молчит)))
Раканы всегда женятся осенью, но кто она, пока неизвестно. Осенью в честь Осени? И кто она... а не будущая ли вдова прославленного полководца?..
Если б Диамни Коро спросили, он посоветовал бы анаксу на это время запереть красавца Ринальди в какой-нибудь отдаленной крепости и приставить к нему сотню стражников, но Эридани Ракан не имел обыкновения советоваться с художниками. А вот это то, о чем я недавно где-то упоминала. В культуре, где очень хорошо известно известно, что сила передается старшему сыну, а женщина лишь сосуд, и в то же время известно, что редко какой юноша дотерпит до свадьбы, не дочерей должны были запирать дома до свадьбы и беречь от контактов с противоположным полом, ох, не дочерей... А это переворачивает вообще все.
2. Эпиарх
Для Диамни Астрап был всего лишь копией старой скульптуры, для Эрнани Ракана — напоминанием о том древнем и чудовищном, что спало в его крови. То есть, в низах уже пошла десакрализация?..
ученик мастера Диамни, закусив губу, принялся переделывать бога в человека. Если здесь и есть символический смысл, то это анахронизм, ибо этот смысл тогда относится к Возрождению.
И вообще, не верится мне в наше божественное происхождение.
— Почему?
— Да потому, что тогда наши предки обошлись бы без армий и полководцев. Не спорю, Раканы были великими завоевателями, но людьми, а остальное — сказки, хоть и полезные
— Кольца Гальтар, Цитадель, Лабиринт — не сказки!
— Тот, кто все это построил, и впрямь управлял силами, которые нам и не снились. — Ринальди был непривычно серьезен. — Анаксы пыжатся и корчат из себя преемников Ушедших. Пока Кэртиана сильна, это нетрудно, но стоит хотя бы раз сесть в лужу, и все полетит к закатным кошкам. Если простонародье поймет, что ими две тысячи лет повелевали лжецы, которые могут сжечь дом, но не город, нас сметут, как крошки со стола. И правильно сделают. Ты не покидаешь Цитадель, а я часто бываю в городе. А вот это дает хотя бы примерную точку опоры. Третий век нашей эры или чуть раньше. Другой вопрос, откуда эти проповедники взялись, кто и где их готовит и зачем.
— Раканы вправе использовать Силу, только если речь идет о жизни и смерти Кэртианы. Ага!!!
а монахи и книжники объясняли бы Какие книжники? У абвениатства был письменный канон? Куда он исчез? Я не помню упоминания о том, что Эрнани жёг старые книги.
А если мне что-то на голову упадет или меня чей-нибудь муж отравит, тогда что? Минуточку, они же боги. Чтобы эорий поднял руку на Ракана? А не эорий тем более!
И в итоге сцена обрывается на середине диалога. При том, что вообще непонятно, где происходит действие. Абстрактные покои в вакууме, из интерьера только гипсовая голова. Минимализм, однако.
3. Мастер
Когда Диамни Коро переступил порог мозаичного домика Где, какого? Почему великий мастер живёт в маленьком домике?
Ты должен рисовать их, рисовать до одури. Тебе посчастливилось оказаться в центре истинных страстей. В Цитадели должно смешаться все — предательство, верность, похоть, целомудрие, добро, зло, красота, уродство... Да, Диамни, тебе повезло! Вопрос, откуда он знал это наперёд? Почему он опекает Диамни с детства? И почему, в конце концов, о нем больше нет ни единого упоминания, а свет славы Диамни застилает все?
Если роспись нового храма доверят мне, понадобятся все твои эскизы. Даже те, которые ты считаешь неудачными. Были храмы и росписи в них. Не статуи, как в античности. И вроде бы Лэнтиро что-то задумал, аллюзию или троллинг.
Правду говорят, Лэнтиро Сольега — ясновидящий! а если?..
И как же они отличались от тысячекратно повторенных групп, украшавших храмы и богатые дома Ага, значит, было расслоение, а в храмах рисовали только Ушедших? Но что-то еще должны были там рисовать?
И там есть слово бог, которое она потом нещадно вымарывала.
— Пусть их, — махнул рукой Сольега, — но с чего это ты записал меня в еретики? Ну вот, приехали. Если есть ересь, значит, есть и канон. Не абвениатство, а инквизиция какая-то получается. И с каких это пор изображать богов чуть более земными ересь? (Прим.: Диамни для меня почему-то художник до начала Возрождения, которого я не могу вспомнить и найти, но у него была фреска с предательством в Гефсиманском саду. Т.е., это нечто довольно плоское и смазанное от времени. Реализмом там пахнуть не должно).
Легенда:
— Мастер лукавит, — к Коро вернулась способность улыбаться, — он прекрасно знает, что делает. Трое прощаются с Кэртианой, четвертый со своей любовью, которую уносит с собой в вечность. Трое надеются вернуться, четвертый знает, что, если уйдет, возвращаться будет некуда. Трое исполняют свой долг, четвертый предаст. Он предает, уходя, и предаст, если останется. И он все-таки уходит...
— Да, — кивнул Сольега, — ты все понял правильно. Он ушел, она осталась, и никто не знает, смогла ли она умереть или любовь бога подарила ей вечную боль. Ее следы затерялись, а ее слезы высохли. Известно, что она не могла родить Унду ребенка, и ему по настоянию братьев пришлось взять другую женщину, от которой и пошел дом Волны. Я нарисовал Уходящих, и, если смогу нарисовать Оставленную, мой долг в этом мире будет исполнен.
Здесь нет ничего о ее последней просьбе. И так и непонятно, как она стала Синеглазой Сестрой Смерти. И чья кисть изобразила ее на картине Диамни? Самого Диамни или все же Лэнтиро? (куница подозревает, что он не человек вообще и усложняет).
4. Мастер
От мыслей о Лэнтиро и его творении художника отвлек звук свирелей и барабанный бой. Диамни и не заметил, как дошел до храма Ветра, где пришлось задержаться, пропуская процессию. Художник знал от Эрнани, что Беатриса Борраска, супруга стратега Лорио, каждый вечер молится о здравии ушедшего на войну полководца и победе его меча. Художник поудобнее перехватил оплетенный веревками бочонок и от нечего делать принялся рассматривать процессию, которой предстояло трижды обогнуть здание. Возможно, я приддираюсь, но мне кажется, что эта сцена показана только для контраста Рино и Беатрисы. В любом случае, она выглядит несколько непродуманной и непродуманной. Почему именно три раза? Почему обойти вокруг, что это символизировало? Почему именно молиться, а не приносить жертвы? Формулировка "молиться о здравии" отдаёт церковным елеем.
Расправа с безумцем, мне кажется, вполне логична и подходит по нравам.
5. Эпиарх
— Потом. Ринальди, где Беатриса Борраска?
— Беатриса? — удивился тот. — Откуда мне знать? Видимо, на своей вилле. Где? (фейспалм)
Беатриса в ночной рубашке еще хуже, чем в платье. В чем спали древние греки или римляне? Что-то мне подсказывает, что это анахронизм...
— Ринальди, раз уж ты заговорил о женах... Тебе следует жениться одновременно со мной.
— Следует — значит, женюсь А строптивец все же подчиняется брату, хоть и ставит условия?
6. Мастер
встала на темно-серую плиту, на которой был выбит знак Анэма интересно, уцелели ли эти плиты? Могут ли они сыграть потом, в самом конце? Вдруг кто-то из героев попросит справедливости? Кстати, не сказано, у всех ли стихий есть такие камни. Четыре башни, понятное дело, должны быть, из них осталась одна, а остальные мерещатся. апд: Плиты уцелели, далее: Конечно! В Цитадели четыре башни и четыре площади, посредине каждой — плита с символом. Почему он никогда не задумывался, зачем все это? Древние ничего не делали просто так. Теперь вопрос, какую конструкцию имеет Цитадель, если вокруг башен можно свободно обойти? Есть ли башни в крепостной стене?
Ветровая площадь стремительно заполнялась слугами, свободными от стражи воинами, оказавшимися поблизости эориями и абвениатами. А это как у КиШа поется: "деревья да ёлки".
Диамни совершенно не к месту подумал, что юноша, вероятно, впервые видит обнаженную женщину. Если это античность, то с какого перепугу? Хотя это может косвенно подтвердить высказанную мной идею о том, что юношей-эориев берегли куда пуще девиц, чтобы сила не ушла на сторону. В скобках могу заметить, что забота об этом могла выражаться по-разному. Либо к юноше вообще не подпускали женщин - вплоть до наличия в жилище мужской половины, либо физическое воздействие (где-то читала, что в викторианскую эпоху была практика надевать на мальчиков что-то вроде пояса верности), либо *покосилась на античность* направление сексуальности в другое русло. Что наличие мужской половины в доме не отменяет, а наоборот.
Ну ладно, а статуи-то там были? Культ тела? Если нет, то печальная какая-то античность или даже не античность вовсе(
Если принадлежащий дому Ветра приходит на Ветровую площадь и встает на плиту с символом Анэма, это значит, что он требует зашиты Абвениарха и суда анакса. А если на другую плиту? Абвениарх, как мне кажется, некорректное название. Ведь получается, что старший над Абвениями. Даже если старший после Абвениев, то все равно неверно: их наместники Раканы. И, кстати, откуда выползали эти Абвениархи (которые, совсем как кардиналы, рулили светской властью) и откуда вообще это деление власти на светскую и духовную? Где-то читала (проклятый склероз), что наличие жречества - шаг к деградации общества, потому что в идеале посредник не нужен и каждый молится сам.
Богопомнящий - эпитет Абвениарха. Интересно. Все же откуда они берутся? Куница настаивает на том, что власть была сакральной и сосредотачивалась в руках Ракана, единственного посвященного во все тайны. А Абвениарх здесь - всего лишь функция. И кстати, слова "бог" в Кэртиане нет, если судить по последней редакции двух томов.
И мне интересно, был ли Абвениарх в сговоре или его поведение было предсказуемым, и если был, то почему потом об этом не было нигде упомянуто и какую цель он преследовал и зачем он вырыл могилу собственной религии. А не был ли он тайным эсператистом?..
7. Эпиарх
Они шли и разговаривали о древних Гальтарах и их неприступных стенах-Кольцах, не сложенных из камней, а словно бы выросших из земли. Мастер и эпиарх гадали, кому могли понадобиться башни без входа и выхода и что означают символы, выбитые на возведенных в незапамятные времена на вершине холма обелисках. Лит постарался?
Светлые волосы наследника украшала церемониальная диадема, но в руках эпиарх держал кожаный дождевой колпак, доверху заполненный спелыми черешнями. куница долго вспоминала, что же ей это напоминает, потом догадалась. Пушкин, Выстрел. И эта женщина не любит классику?
Кстати, Щит это реликвия Раканов? И если да, то почему его нет в перечислении?
Он не делал ничего, что обычно проделывают маги — не чертил сложных фигур, не размахивал посохом, не выкрикивал непонятных слов, не разбрызгивал эликсиров, а просто стоял и ждал ответа, и ответ пришел. Там есть практикующие маги? И как их успехи? А нормально ли, что кто-то ещё, кроме эориев, обращается к Силе? И не рановато ли для алхимии?
Эрнани моргнул и не заметил, как из пяти лучей возникла кровавая дорожка, протянувшаяся от ног анакса к лестнице. Пяти? если только пятый это тот, который тянется от меча к лестнице.
Борраска женился на девушке, в которой не было крови Абвениев Ещё одно сходство с Катариной.
8. Мастер
Для нового храма Лэнтиро понадобится вождь солнечных демонов, и лучшей модели не найти. Откуда взялся этот демон, если в античности не было бинарной оппозиции добро-зло и почему тогда все, связанное с солнцем, не считалось проклятым и черным? Солнце - дом демонов, но оно дает урожай? всегда, кстати, удивляло, что вместо Огня у них Молнии.
Единственной фигурой, выписанной в мельчайших подробностях, вплоть до выпавшей ресницы на щеке, будет Враг. Но ведь враг это потом, Леворукий... Или это намек на то, кто им станет?
Три дня пролетели незаметно, Вопрос, что они там так долго разбирали? Кстати, Рокэ ведь тоже три дня судили? Здесь аплодирую стоя.
Диамни невольно вспомнил «Уходящих» мастера Сольеги: на картине у повелителя Волн глаза были такие же, как у Ринальди Ракана, — огромные, широко расставленные, цветом напоминающие лучшие кэналлийские изумруды. Кэналлоа уже имелось?
По закону, оглашая смертный приговор, повелитель Ракан должен снять венец, но Эридани этого не сделал.
Почему?
— Да будет так, — произнес Абвениарх, возводя к небу руки, — да будет Ринальди ввергнут в лабиринты и да решится судьба его там, а мы умываем руки и молим Ушедших о возвращении и милости. Чур, чур меня! Ужас какой!
Внимание, текст проклятия!
Ты мой брат по крови, так будь же ты проклят этой самой кровью и моей невиновностью до последнего своего потомка! Пусть твое последнее отродье четырежды пройдет то, что по твоей милости прохожу я! Ему будет хуже, чем мне, ведь на нем повиснут беды и подлости всех его предков, начиная с тебя. Он ответит за всех, слышишь, ты, анакс проклятых?! Невиновные будут платить за виновных и не расплатятся. А я вернусь и посмотрю, как они проклинают тех, кому обязаны своей участью. Да падут эти проклятья на твою душу, Эридани Ракан, где б она ни была, на твою душу и души всех твоих сообщников! 1. Действенна не только клятва на крови, но и проклятие на крови. 2. Были ли исследования на тему того, что прошёл Рокэ? Отравление - это ведь одно из. В фандоме, кажется, утвердилось мнение о четырёх предательствах и четырёх судах? 3. Как именно в каноне платят невиновные? 4. Особенно радуют слова о возвращении. И не радует то, что Рино может оказаться богом из машины. Ведь история-то о людях. 5. Получается, прокляты вообще все эории и Повелители? Так это в корне меняет дело...
И что это такое приплыло засвидетельствовать проклятие в виде светящегося шара?
Раканы наделены Силой, исходящей от Ушедших. Говорят, она подвластна лишь анаксу, но так ли это? Либо Сила вправду подвластна всем Раканам, либо... она сама ушла от анакса-убийцы и предателя?
Лабиринты! Бесконечные подземелья, начинающиеся под городом и уводящие в глубь земли, куда по преданию Ушедшие загнали Изначальных Тварей — злобных, полуразумных и ненасытных первых обитателей этого мира. Где-то в подземной паутине скрыт храм Абвениев, где до сих пор горит пламя, питающее Силу Раканов и поддерживающее стены Цитадели и Кольца Гальтар. Они будут стоять, пока горит огонь, а пока стоят они, устоит и Кэртиана. Это очень важно. Не то ли это пламя, что гаснет каждый четырёхсотый год? Кто создал людей? Или не создал, а привёл? Возможно, спасая от чего-то? Но если Цитадель и Кольца обрушились, пламени больше нет?
В подземных переходах и галереях продолжается эпоха Абвениев, кабитэлские еретики утверждают, что там до сих пор бродит возлюбленная Повелителя Волн, дожидаясь его возвращения. Наверху миновали тысячелетия, а для нее он ушел вчера. В Гальтарах же поговаривают, что в лабиринтах творятся странные и страшные дела. Почему они еретики, если в античности не было догм? Они просто молились иначе и другой. Молились смерти и потому заслужили осуждение? Но Она не скелет с косой, она не разрушение и тлен.
Зато всякий раз, когда в лабиринте исчезал человек, в Кэртиане объявлялось чудовище. То ли подземелья, забирая одних, отдавали верхнему миру других, то ли оказавшиеся внизу меняли свое естество, становясь подобием Изначальных Тварей. Вопрос, что истина и почему чудовища появлялись наверху? И между строк: не нравится мне это мироустройство... Подгнило в нем что-то.
Да, это трусость, но художник не обязан быть смелым и милосердным, он не воин и не абвениатский утешитель. Должность? Звание?
9. Эпиарх
— Рино, я понимаю. Ты... Ты сначала не хотел ничего дурного, просто зол на старика, что он тебя не взял. В смысле, Борраска не взял его на войну?
Эрнани очень правильный мальчик.
10. Мастер
дверь, которая тотчас распахнулась, и на пороге вырос хмурый высоколобый монах, больше похожий на ученого, чем на палача. Откуда там монахи?!
Как спровадить тюремщиков, как сказать скованному золотоволосому парню, что он друг, а не чудовище, у которого вместо сердца дощечка для растирки красок. Куница словила когнитивный диссонанс. И дальше тоже.
11. Мастер
Его дело — пялиться на осужденного, и он пялился, а ликтор зачитывал приговор. Название должности сохранилось с тех пор?
Воины невольно отступили перед аквамариновой молнией Ужас какой.
12. Мастер
Диамни успел проклясть все на свете и перемолиться всем богам и святителям. Эм... ну, куница вообще ничего не поняла. Боги? Святители? Лолшта?!
— Значит, найду. Диамни, я, пока тебя ждал, пытался думать. Похоже, первый раз в жизни. Я был дураком и бездельником, но, по большому счету, никому не сделал зла, клянусь тебе... Даже женщинам. Я с ними спал, но я их не обманывал. Они знали, чего от меня ожидать, да и жениться без разрешения брага и эориев наследник не может. Это не было тайной... Диамни, то, что со мной сделали, не месть. Целили не в меня, а в брата. Эридани — сначала анакс, а потом уже все остальное, но он меня любит. Он сделал все, чтобы меня вытащить, я сам все испортил. Понимаешь, брат думал, что я виноват, и все равно хотел меня спасти, а я ведь знал, что не трогал эту девку! Не представляю, что случилось на холме А6вениев, но без магии тут не обошлось. Это заговор против Эридани, а не против меня. Диамни, если я не вернусь... Постарайся помочь моим братьям, особенно Эрнани, теперь наследник — он. Бедный наивный Рино.
— Если в этом мире еще жива справедливость, ты выберешься.
— Если справедливости нет, я все равно вернусь. Всем назло! Такой задел на будущее...
Ринальди Ракан взмахнул рукой, повернулся и быстро пошел в глубь галереи. Он сумел не оглянуться, заворачивая за угол Значит, просто пещерами Лабиринт стал уже потом, сначала он был... окультуренным.
13. Эпиарх
— Ты веришь в то, что говорят про лабиринты?
— Про тварей?
— Нет, про заключенную там смерть, с которой можно договориться.
— О таком я не слышал, но ведь... Рино не первый. Ага. Смерть или сестру смерти?
Эридани ждал нашествия Тварей. Не слишком-то он удивился! И показано это хорошо, имхо.
14. Эпиарх
Цитадель соединялась с двойным Кольцом наружной крепости могучими стенами, делящими город на четыре части — Молний, Волн, Ветра и Скал. Это позволяло беспрепятственно проезжать с внешних укреплений во внутренние, что бы ни творилось в самих Гальтарах. Раньше Эрнани казалось, что Абвении, возводя столицу, перемудрили — что, кроме предательства, могло угрожать построенным небожителями стенам? Раньше горожане ворчали, что в Гальтарах нет обычных ворот и приходится пользоваться деревянными пандусами. Появление Изначальных Тварей доказало, что любая предосторожность когда-нибудь да станет спасительной. А вот наконец и описание города, хоть какое-то.
А Твари вышли через храм Ветра. Значит, храмы соединены с Лабиринтом. Это ли один из 16 входов туда? И именно Ветра - это потому что Беатриса? И захватили еще и город Волн, но как они туда пробрались?
Отчего-то чудовища появились лишь в двух городах из четырех А Беатриса, кажется, из дома Волны родом?
И тут же возникает тема неуправляемой толпы. Я уже начинаю думать, что у авторы была какая-то психологическая травма на этот счёт.
А Эрнани учится быть государем. И у него получается!
— В лабиринтах по-другому течет время. ~ Эрнани не то чтобы врал, просто из всех известных ему сплетен выбрал самую утешительную. — Там прошло всего... Да, конечно, там прошло лишь два или три часа. Скоро Эридани сделает, что нужно и вернется, монстры уберутся назад и больше никогда не выберутся, и...
— Мой эпиарх считает меня маленькой глупой дурочкой? — В голубых глазах плеснулась горечь. — Мне немного лет, но я пережила... Я пережила столько, что могу выдержать любую правду.
— Я не лгу, — быстро сказал Эрнани, — в хрониках написано, что в лабиринтах время течет иначе, и я им верю. И, скорее всего, это вправду так. так что фики про кого-то там, кто возвращается лет через десять, правда.
И ещё. У них были хроники!
— Нет, — глаза женщины казались кусочками пронизанного солнцем неба, не хватало только белых ласточек, — я подожду… Вот как мне не нравится это фикбучное отсутствие глаголов говорения!
15. Мастер
но рисовал он не реку и не радугу, а «Пленника». Это был его ответ подлости, ханжеству, лицемерию. Он не может покарать виновных мечом, но призовет их к ответу кистью! Тема искусства и реальности, искусства как оружия. Замечательная тема! Полностью похеренная в ОЭ.
Ждал, когда на рассвете взошло четыре окровавленных солнца, из-за которых взметнулись гигантские светящиеся мечи и столкнулись, породив пятое светило — черное, окруженное алой короной. Это длилось не дольше мгновения, солнце стало обычным солнцем В ОВДВ был закат, и солнце заходило около часа. Значит ли это видение смерть Ракана и передачу его силы другому? На полях: именно в ОВДВ после видения Рокэ понял, кто он, или ранее?
— Погоди... У меня что-то с головой... Холодно... Что случилось?
— Водопад с тобой случился. Пей, кому говорят! Стиль!
Кстати, мне кажется или часы должны были считаться по стражам или иначе? Восемь утра это ведь отсчет от полуночи... хотя... Два часа после третьей стражи тоже неплохо?
. Там с потолка сочится вола, и в ней что-то такое вроде мела... И эти фигуры у решетки. Сверху — белая корка, а внутри. — Ринальди залпом допил, что осталось, — внутри — они! Я не знаю, что они сделали и сколько жили, но лучше двадцать раз заживо сгореть, чем такое... Это были люди, притронувшиеся к решётке, превратившиеся в статуи... а затем на них капала вода с известняком?
— Фрески? И что на них было?
— Женщина. Одна и та же, повторенная тысячи раз. Казалось, она идет со мной рядом. Мне не объяснить, но это чудо!
— Ты отыскал женщину даже в лабиринте, — покачал головой художник.
— Нет, потерял. У нее были синие глаза, Диамни. Синие глаза и черные волосы, и ей было больно жить.
— Странно. Я знаю этот мотив. Идущую синеглазую женщину раньше изображали в погребальных храмах, потом абвениаты подумали и решили, что это неправильно. Видимо, в лабиринте когда-то и вправду был храм. Странно, что ты на него не наткнулся. Как потом было больно жить потомкам Раканов. А вообще мне очень нравится это: цивилизация на грани забвения себя.
Сейчас около полудня — у них впереди прорва времени. Но ведь только что был рассвет!
16. Ринальди
Вот появляется третий репортёр. И под номером 16)
Ринальди Ракан, наверное, в первый раз в жизни любовался облаками. Раньше ему не приходило в голову валяться на траве и смотреть в небо, раньше он вообще был глупцом. Только мне мерещится князь Андрей?
И когда старик Борраска обучал их с Анэсти и Эридани владеть мечом, и после сражения у Весперид Где?! Геспериды — в древнегреческой мифологии нимфы, дочери Геспера — Вечерней Звезды и Нюкты — Ночи (по другой версии — дочери Форкиса и Кето), охраняющие золотые яблоки.
наоборот, для художника нет большего счастья, чем хотя бы во сне увидеть Этерну. Все же это рай и идеальный мир.
А ада напоминает мне... самку богомола.
Ты родился в одном из миров Великого Ожерелья и считаешь его единственным, а на самом деле их тысячи. Вы, дети одного-единственного мира, похожи на человека, который родился, вырос и всю жизнь прожил в запертой комнате, не зная, что за ее стенами. Но если знать, где двери и иметь от них ключи, можно ходить из комнаты в комнату, как это делаем мы... Значит ли это, что ключи может найти кто угодно?
Представь себе замок, в котором каждая комната — это мир. Кое-где живут разумные существа, кто с душой, кто — без, но разумные. Другие пусты или заселены безмозглыми тварями. За стенами замка — двор, окруженный рвом, за рвом — враги. Не скажу, что они — зло. Там, откуда они приходят, их, видимо, считают добром, но нашему замку со всеми его обитателями они несут гибель. Не смерть, а именно гибель, без посмертия и надежды на возрождение. Мне кажется или здесь два взаимоисключающих тезиса? То бинарная оппозиция, то нет.
Ты рожден в мире смертных, но твоя кровь принадлежит Этерне Я поняла. Абвении УЖЕ были воинами Этерны, когда пришли в Кэртиану. Вопрос всё же в другом: откуда взялись люди?
АПД.
читать дальшеОн не может бросить все и исчезнуть, не вернув своего доброго имени и не разгадав загадку своей беды. Вдруг ловушка, в которую он угодил, лишь первая в череде подобных и в каждой будет биться живое существо, невинное, но осужденное самыми близкими? Значит, он храбр и почувствовал свою ответственность?
И он бросил тебя в пещеры, но по-своему он тебя все же любил и спустился за тобой. Но ведь она лжёт! Ты убил Эридани, и его кровь, кровь Ракана, разбудила Изначальных Тварей, которые вырвались наверх через храм в городе Ветра. Ложь, Твари вырвались при жизни Эридани, причиной было его предательство, а возможно, он просто знал, как их вызвать. Я загнала их назад, но было поздно. Не исключено, но скорее, Эридани просто заплатил жизнью, и твари угомонились.
Люди связали твою казнь с появлением тварей и исчезновением анакса. Теперь для жителей Кэртианы ты не просто насильник, ты – убийца, из ненависти ко всему живому спустивший на беззащитный город чудовищ, которых твой брат, пожертвовав собой, загнал назад. Это не совсем правда, но и не совсем ложь. Здесь она определённо брешет, но даёт и намёк на то, что это всё неправда. Всё больше меня преследует чувство, что Этерна погибла из-за того, что находящиеся в ней считали себя единственно правыми и не гнушались никакими средствами, дабы доказать это и склонить человека на свою сторону.
Он видел Этерну. Если он настоящий художник, он ее нарисует, и это будет его высшим счастьем и высшей наградой. И все же почему Оставленная оказалась на картине? Хотела хотя бы так поприсутствовать рядом с любимым?
17. Эпиарх
в зал Литид Имеются ли в виду спутники Лита литтены?
Город Ветра и город Волн залечивают раны, абвениаты и стражники ходят по домам – первые утешают и врачуют, вторые рубят руки и головы мародерам и убийцам. Все как всегда. Примечательно, что Эрнани вполне обыденно справляется с тем, что от Рокэ потребовало мегатонну пафоса.
Я провел последние дни у истоков Пенной реки, рисуя эскизы для росписи храма. Этим утром я увидел у выхода из пещеры меч. Видимо, его вынесла вода… Значит, он помнит именно это.
Абвении милостивы, наш сын пойдет не в отца, а в его брата. Вот интересно, он догадывался?
– Диамни, – Эрнани взглянул художнику в глаза, – ты сказал все, что знал? И Эрнани говорит, что в нем нет таланта правителя?
18. Мастер
Сила Раканов для нас потеряна, а без нее Кэртиану не удержать. Ага, ушли знания.
Один из твоих братьев и в самом деле был подлецом, но не Ринальди, а Эридани.
– Я знаю, – тихо сказал анакс.
– Знаешь?! Давно?..
– Я все понял, когда ты принес меч. Эридани – отец ребенка Беатрисы. Ты хотел сказать мне это? Эридани просто слишком не уверен в себе как в правителе, а так он даже слишком проницателен.
Мы надеялись, что Ринальди выплывет, но я нашел лишь меч Эридани. Стерта память только о том, как Ринальди вышел из Лабиринта.
Далее на сцену выходит Абвениарх, предтеча кардиналов. Показатель того, как тесно связаны религия и власть. Его версия произошедшего: Изначальных Тварей разбудило проклятие Ринальди. Будь бедняга виновен, ничего бы не произошло, но он был прав перед Абвениями, и те ответили. Вопрос только, почему не через 16 дней?
19. Ринальди
Черное и алое… Крытая поседевшей травой степь, клубящиеся облака, тревожно кричащие птицы, уводящая в раскаленную бездну дорога. Поэтому Башни появлялись в степи и поэтому в глюках Повелителей это изредка возникало.
– Ты имеешь право на свою последнюю правду. Хочешь узнать о прошлом, прежде чем оно перестанет быть твоим? Завлечь обманом, а потом рассказать правду - это так по-светлому...
– Твой брат, воспользовавшись завещанной ему Силой, выгнал наружу подземных чудовищ. Стоит ли доверять этой правде потому, что она сказана последней? Принцип "правды нет" отлично показан автором.
– Фреска в пещере… Кто она?
– Ты и так узнал слишком много.
– Кто она?!
– Хватит. Ты принадлежишь не ей, а Этерне.
– Я должен… Мне надо вернуться! Так они в Этерне боятся Оставленную! Значит ли это, что она властна над ними? Что она может сделать их снова людьми? Вернуть память? Или это значит что-то еще?
Он не был бессмертен, но убить его было немыслимо, невообразимо трудно. Время обтекало Стража Заката, не причиняя ему вреда, его ждали бои и празднества, бесконечные бои и празднества… Он умрет, когда наступит Рагнарёк, как умрут и те воины, которые вечно сражаются перед чертогами Одина.
В Этерне царила весна, но лиловые колокольчики пахли осенью. Значит, там вечная осень?
Какой из всего этого следует вывод. Задел для мира есть, но он однозначно ученический. Мир древности не проработан, есть лишние сущности. Беден язык: несмотря на вкрапления образности автор зачастую пренебрегает описаниями и кажется, что она сама свой мир представляет плохо. Сюжет... в рамках повести неплох.
@темы: Аналитика, ПЭ, Про Этерну, Куница пишет
Правильно!
И прочее - тоже. Очень похоже на мое видение.
Ну нельзя брать земную историю и тупо бомбардировать ее магией - логика развития мира теряется напрочь.
Простите, что вмешиваюсь,но упомнание о Сольеге в Отблесках есть. У Ноймариненов хранится какая-то "работа самого Сольеги" ( по слухам). Вот только не помню, где именно в каноне есть это упоминание. А еще есть вот что в "СВС Полночь:
- Друг мой, - тон законника подозрительно повторял тон кардинала, - да будет вам известно, присягают не только военные, но и врачи, и адвокаты, причем наша клятва, клятва Лэнтиро, - ровесница Адриановых заповедей.
Так что засветился Сольега в истории)
у вас замечательная подпись))
"Законник, единожды согласившись, действует в интересах того, кто ему доверился, каким бы безнадежным ни представлялось дело. Договор может быть расторгнут либо по достижению результата, либо по решению доверителя, причем смерть или же отсутствие последнего не являются поводом для прекращения работы." ( "СВС Полночь", из разговора с Робером) Мне нравится формулировка. Интересно, это Сольега так выразил свое мнение о том, что смерть Ринальди не имеет значения, и его честное имя должно быть восстановлено? Интереснейший был человек. Гениальный художник, да еще и первый адвокат при Эрнани?
у вас замечательная подпись))Спасибо
читать дальше
читать дальше
«Почему они еретики, если в античности не было догм?» это действительно странный момент. Но может ВВК просто использовала термин "еретик" в его первоначальном значении?!
А кто погубил братьев? От кого Эрнани должен был отречься? Разве что от абвениарха. Эридани-то мертв. Не от Лорио Борраски же, лучшего полководца анаксии, который был просто необходим.
Я именно абвениарха и имела ввиду. Но не Абвениарх же погубил братьев Эрнани. Это сделал Эридани. Абвениарх же просто закрыл глаза на преступления, совершенные одним из Раканов. Мне, кстати, самого Абвениарха напоминает Сильвестр. Два священнослужителя, думающие не о Богах-Боге, а о политике. Анаксии повезло, что у нее был Эрнани. Талигу пришлось хуже.
У Дика, может, и богатое, но вот лично мне кажется, что три, а не четыре реликвии - это нелогично. Мир слишком завязан на цифре 4 для такого положения вещей.
А причем тут "духовный рост" и "ему подставили плечо"? Сдается мне, что если бы Дикушей манипулировал бы не Август, а Сильвестр, он достиг уж точно не меньших высот, чем означенный вьюнош.
Я все время думала, что у Эрнани хватило воли стукнуть кулаком и отречься от тех, кто, считай, погубил его братьев.
Соглашусь, подобный образ был бы посимпатичнее. И да, братьев погубила-то именно "сила", а не Эридани. Эридани - всего лишь орудие.
Кстати, в тексте есть очень жирный намек на то, что Эридани убил старшего брата, который был анаксом до него (и которого Рино из воды вытащил уже мертвым). Так вот в этом случае предположение про нарушение закона и оставление силы - не действует. Эридани вполне благополучно призывал эту силу во время обвинения Рино Беатрисой.
почему нет? Особенно, если под словом "щит" представлять небольшую круглую деревяшку.
Это менее нелогично, чем забыть четвертую реликвию там, где даже заговор четвертной.
SvirСдается мне, что если бы Дикушей манипулировал бы не Август, а Сильвестр, он достиг уж точно не меньших высот, чем означенный вьюнош. У означенного вьюноши мозгов оказалось побольше,чем у Ричарда, иначе он не удержался бы на троне. А чувства ответственности и долга, присущих Эрнани, у Ричарда нет вообще. Так что никаких высот Ричард достичь не мог бы, на мой взгляд. Для него его эго важнее, чем то, что его окружает.
Так вот в этом случае предположение про нарушение закона и оставление силы - не действует. Эридани вполне благополучно призывал эту силу во время обвинения Рино Беатрисой. имхастая имха
почему нет? Особенно, если под словом "щит" представлять небольшую круглую деревяшку. Это менее нелогично, чем забыть четвертую реликвию там, где даже заговор четвертной.имхастая имха
Тем паче, что пока Федя был нужен Дораку (и пока Дорак был), он прекрасно удерживался на троне и без мозгов. Эрнани же был именно что нужен всем этим товарисчам, что его окружали и поддерживали. Кому нужен Дик - вопрос идиотский.
Это я к тому, если вы еще не поняли, что "нужность" и "высоты" никак не объясняются душевными качествами ни Эрнани, ни Ричарда. Будь на месте Эрнани (читай - обладай возможностью по праву крови) хоть Арамона, хоть Марьян, хоть Цылла
с Харибдой вместе- результат был однозначен, с такой-то командой.Не люди выпустили изначальных тварей. Не было бы силы, Эридани все равно совершил бы все эти преступления, а вот невинных полегло бы вряд ли столько же много. Вам не кажется, что хотя бы за то, что за преступления Эридани расплачивались рядовые горожане, эту силу можно возненавидеть? По мне - так еще как. И даже странно, что "высоконравственный" 17летний пацан до этого не додумался, вне зависимости от политики, страны и абвениарха.
про ИМХИ
Это я к тому, если вы еще не поняли, что "нужность" и "высоты" никак не объясняются душевными качествами ни Эрнани, ни Ричарда.Но душевные качества вышеупомянутых вьюношей определяют их отношение к "нужностям" и напрямую влияют на достижение этих самых "высот"... или не достижение))))